PDA

View Full Version : Ленд-лиз. Мифы и реальность.



In2HiDef
09-23-2012, 06:06 PM
http://gezesh.livejournal.com/9526.html


Вступление.


Думаю, история ленд-лиза в той или иной степени известна каждому русскому человеку. Союзническим поставкам СССР в той или иной степени посвящено множество исторических исследований, литературных и кинематографических произведений, статей и документальных фильмов и т.д. Однако, к сожалению, к истории ленд-лиза практически всегда подходили предвзято. Советский и, видимо, по инерции российский официозы всегда стремились принизить роль ленд-лиза, сделав акцент на незначительность поставок, малый вклад оных в победу и даже на то, что проклятые империалисты-де организовали ленд-лиз только для того, чтобы нажиться на бедах гибнущего под фашистским натиском советского народа. Будто в противовес подобной советской пропаганде в последнее время появились работы иного содержания – в них ленд-лиз представляется единственным «орудием победы», без которого СССР был обречен на поражение. Последствия подобных взглядов на значение поставок союзников можно наблюдать, например, здесь (http://gezesh.livejournal.com/5206.html#cutid1). Увы, на протяжении всего послевоенного периода ленд-лиз из примера дружбы и сотрудничества США, Британии и России превратился в орудие идеологической борьбы. Как с той, так и с другой стороны. В этой статье я в силу своих скромных возможностей постараюсь непредвзято подойти к истории ленд-лиза и хотя бы частично осветить определенные ее аспекты.

Необходимое замечание: почему-то все диаграммы в статье отобразились в очень плохом качестве. Почему так вышло, я не знаю, и поправить у меня это дело не получается. Тем не менее, каждая диаграмма кликабельна и ведет к себе же, но уже в фотоальбоме, где она отображается в нормальном качестве и где ее можно спокойно рассмотреть.:)



История ленд-лиза.


Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.


Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. Странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.


Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».


http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000qd7r (http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000qd7r/)Всего за войну США поставили более 40 странам техники, оборудования и материалов на сумму 46 млрд. долларов. Из этих 46 миллиардов СССР достало 10,8. Объемы поставок США другим государствам вы можете увидеть на диаграмме №1. Кроме США, товары по ленд-лизу в СССР поставлялись из Великобритании и Канада. Таким образом, общий размер поставок в СССР по ленд-лизу составил 11,3 млрд. долларов.


Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу.

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков. Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.

По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

In2HiDef
09-23-2012, 06:07 PM
За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%. В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР. По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.


http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000rtr1/s320x240 (http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000rtr1/)По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000sx7g (http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000sx7g/)Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

In2HiDef
09-23-2012, 06:08 PM
Маршруты поставок.

http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000ttr1 (http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000ttr1/)Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000ws0y (http://pics.livejournal.com/gezesh/pic/0000ws0y/)Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.

Оплата ленд-лиза.

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

profAleks
09-24-2012, 12:19 AM
http://content.foto.mail.ru/mail/svh67/_myphoto/i-1006.jpg

bdams
09-24-2012, 05:02 AM
http://content.foto.mail.ru/mail/svh67/_myphoto/i-1006.jpg

Ты статью читать пробовал? Или такой большой обьем усвоить не в состоянии?


Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны.

Eric007
09-24-2012, 06:20 AM
Ты статью читать пробовал? Или такой большой обьем усвоить не в состоянии?

Ему лишь бы что-нибудь пёрднуть в теме о России... Зависть.

crazy-mike
09-24-2012, 06:27 AM
Ему лишь бы что-нибуть пёрднуть в теме о России... Зависть.
100 миллионов баксов ведь всё равно не помогут партайгеноссе Бернанке и герру Обамушке. :101:

In2HiDef
09-24-2012, 07:03 AM
Ты статью читать пробовал? Или такой большой обьем усвоить не в состоянии?
Да, и этот вывод мне был непонятен, на основе цифр поставок , н.п., 55% алюминия, 45% меди, 50% пищевых продуктов, 72% локомотивов за время войны. Сталин что, из человеческих жил провода бы вил, и самолеты из гавна лепил, и население страны с армией кормил своими речами если бы не ленд-лиз?

Без ленд-лиза картина выглядела бы так для СССР: к концу 42 года население страны уполовинено в результате чудовищного голода, некого мобилизовать для возмещения потерь в армии, возможности по изготовлению Т34 с качественной броней исчерпаны, немцы жгут советские танки, как вязанки хвороста, на фронте армия лишена мобильности(студебеккеров нет), поставки снарядов к линии фронта затруднены, поставки из тыла затруднены -тягловые лошади тянут платформы с Т34 от самого Урала под покровом ночи, пока Мессершмитты царят в воздухе днем, т.к. производство самолетов Ил2 сорвано!

crazy-mike
09-24-2012, 07:44 AM
пока Мессершмитты царят в воздухе днем, т.к. производство самолетов Ил2 сорвано!
Тебе радиус действия Ме-110 и Ме-109 напомнить или сам найдёшь?
До Урала и Хе-111 не мог долететь ( даже в один конец ). А всё остальное дальше чем на 400 км могло возить бомбы только в сказках и легендах ( массово не выпускалось и не могло летать из-за недостатка керосина ). У люфтваффе вообще не было дальней авиации - суровая права жизни. ( у СССР была - но пользовались все эти Головановы-Водопьяновы ей бездарно ).

crazy-mike
09-24-2012, 07:47 AM
Сталин что, из человеческих жил провода бы вил, и самолеты из гавна лепил
Ла-5 одно время делали из прессованной фанеры. :101:
( там ещё один фокус был - сбор металлолома на поле боя. В т.ч. гильзы от снарядов и патронов. И сбитые вражеские самолёты ведь тоже шли на "утилизацию" )

http://www.airpages.ru/mn/bf109e3_05.shtml#p1
Ме-109 - продолжительность полёта 1 час. Скорость - около 500 км в час. Еле-еле пролетим 250 км - до Урала не долетим ни от Москвы ни от Сталинграда.

http://vspomniv.ru/Me110.htm

Ме-110 - дальность полёта до 1410 км ( в один конец , а с возвратом на свой аэродром и маневрированием в воздухе около 500 км ).


http://topwar.ru/14157-ju-52-rabochaya-loshadka-lyuftvaffe.html
http://www.plam.ru/transportavi/transportnyi_samolet_ju52/p6.php
Юнкерс-52 - там с дополнительными баками до 13 тысяч км ( в один конец ). Но без прикрытия их очень легко сбивать.

Хе-111:
http://base13.glasnet.ru/wol/he/111.htm
Дальность полета:
с 800 кг бомб - 1630 км
с 1300 кг - 900 км

Hallucinogen
09-24-2012, 08:03 AM
Тебе радиус действия Ме-110 и Ме-109 напомнить или сам найдёшь?


што, и помечтать уж нельзя чтоли ? :239:

crazy-mike
09-24-2012, 08:12 AM
што, и помечтать уж нельзя чтоли ? :239:
Там к концу войны были "фокке-вульфы" - но очень мало. И керосина для них уже не было.
http://www.airpages.ru/lw/fw200.shtml
Fw-200 Kondor - Дальность полета, км 3560
Двигатели.
4 x 9-ти цил. радиал. 2-х рядн. 323R-2 BMW 4 x 1200 л.с.
http://www.airpages.ru/img/fw200s.jpg
Над Атлантикой против конвоев использовались больше.

crazy-mike
09-24-2012, 08:18 AM
Ну а 6-моторный 400й так и не построили
http://www.vostok-audio.ru/item/293/catid/7
300й даже почти летал.
http://ww2history.ru/4301-dalnijj-strategicheskijj-razvedchik-fokke-vulf.html
Фокке-Вульф Fw 300 был разработан по заказу немецкой авиакомпании «Л юфтганза» в качестве преемника Fw 200 «Кондор» - ему планировалась роль тяжелого пассажирского самолета для обслуживания дальних и трансатлантических авиалиний. В 1942 году министерство авиации (RLM) потребовало переоборудовать Fw 300 в дальний стратегический разведчик и носитель управляемого оружия. Цельнометаллический низкоплан с размахом крыла 46,50 м, длиной 32,20 м и площадью крыла 227 м2 предполагалось оснастить четырьмя поршневыми двигателями Юнкере Jumo 109-222 мощностью 2500 л.с. каждый. Машина была способна покрыть без посадки расстояние 8800 км при скорости 530 км/ч. Стоит отметить следующую особенность Fw 300 - его главное шасси состояло из четырех отдельных узлов, каждый из которых был снабжен собственной амортизационной стойкой, независимо убиравшейся в нижнюю часть крыла. Для экипажа численностью в восемь человек предусматривалась герметичная кабина, откуда осуществлялось дистанционное управление всеми шестью оружейными установками с двумя пушками MG 151/20 каждая. Фокке-Вульф Fw 300, наряду с разведывательными полетами над морем, мог быть использован для борьбы с кораблями противника. При установке на машине дополнительных стрелковых установок по обеим бортам Fw 300 превращался в «летающую крепость» Для применения в качестве носителя управляемого оружия предполагалось оснащение самолета противокорабельными планирующими бомбами.
http://ww2history.ru/uploads/2004/1342988628_2-8.jpg

crazy-mike
09-24-2012, 08:26 AM
Ну Дорнье-217 ещё был.
( около 2500 км дальность полёта )

Feropont
09-24-2012, 09:17 AM
Ему лишь бы что-нибудь пёрднуть в теме о России... Зависть.

Тебе лишь бы в носе покалупаца.

crazy-mike
09-24-2012, 09:28 AM
Ну Дорнье-217 ещё был.
( около 2500 км дальность полёта )
http://www.avtodispetcher.ru/distance/?from=%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D 0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA&to=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
Расстояние от Магнитогорска до Москвы по трассе составляет 1689 км.
Т.е. чтобы из-под Москвы летать бомбить Магнитогорск - нужен самолёт с дальностью полёта 4000 км. :101:

profAleks
09-24-2012, 09:43 AM
Ты статью читать пробовал? Или такой большой обьем усвоить не в состоянии?
Читал.
Без Ленд-Лиза у "Великого и Могучего" не было бы паровозов, автомобилей и обмундирования.
Наступали бы вы пешком в лаптях, грузы между заводами возили бы на телегах.
:110:

crazy-mike
09-24-2012, 09:45 AM
Читал.
Без Ленд-Лиза у "Великого и Могучего" не было бы паровозов, автомобилей и обмундирования.
Наступали бы вы пешком в лаптях, грузы между заводами возили бы на телегах.
:110:
популярно - нефть в Татарстане как раз во время войны начали добывать. Ну а Баку немцы так и не бомбили. :101:
:246:

Eric007
09-24-2012, 09:49 AM
Без ленд-лиза картина выглядела бы так для СССР: к концу 42 года население страны ...
Подожди... к концу 1942 -го года поставки по лэнд-лизу только более или менее нормализовались, а вот основная часть поставок приходится уже на вторую половину войны. Сравни: С мая 1942 года поставки грузов составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц.
В автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было всего 5,4 %, в 1944 г. — 19 %, а на 1 мая 1945 г. — 32,8 %.

Hallucinogen
09-24-2012, 09:50 AM
популярно - нефть в Татарстане как раз во время войны начали добывать. Ну а Баку немцы так и не бомбили. :101:
:246:
ну што ты сладкие грезы ломаеш ? :169:

crazy-mike
09-24-2012, 09:52 AM
ну што ты сладкие грезы ломаеш ? :169:
Фау-2 тоже бы даже до Саратова не долетели. :169:

In2HiDef
09-24-2012, 11:16 AM
Тебе радиус действия Ме-110 и Ме-109 напомнить или сам найдёшь.
А разве расстрелять состав с воздуха ближе к фронту, чем Урал, нельзя? Причем здесь 1000 км дальности???

Подожди... к концу 1942 -го года поставки по лэнд-лизу только более или менее нормализовались, а вот основная часть поставок приходится уже на вторую половину войны. Сравни: С мая 1942 года поставки грузов составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц.
В автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было всего 5,4 %, в 1944 г. — 19 %, а на 1 мая 1945 г. — 32,8 %.
Хорошо, если ты так настаиваешь на ополовинивании населения голодом и неспособности выпускать броню в 43м, а не 42м, будь по твоему.


ну што ты сладкие грезы ломаеш ? :169:
Ты вообще головой думаешь, когда пишешь?

crazy-mike
09-24-2012, 11:21 AM
А разве расстрелять состав с воздуха ближе к фронту, чем Урал, нельзя? Причем здесь 1000 км дальности???

При том - что у железных дорог тогда очень хорошее зенитное прикрытие было. Кроме того - ночью люфтваффе вообще не любило бомбить , и они этого просто не умели делать. Они только свои танки в наступлении умели нормально авиацией поддерживать. Всё остальное там - халтура.
Это одна из самых крупных ошибок Адика была - полное отсутствие стратегической авиации. :116:

Vinn
09-24-2012, 11:30 AM
А разве расстрелять состав с воздуха ближе к фронту, чем Урал, нельзя? Причем здесь 1000 км дальности???



Майк, как всегда, в классическом репертуаре:


"Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?"
- "Доедет", - отвечал другой.
"А в Казань-то, я думаю, не доедет?"
- "В Казань не доедет", - отвечал другой.

crazy-mike
09-24-2012, 11:33 AM
Майк, как всегда, в классическом репертуаре:
Да - в классическом. Тогда , кстати , не так уж и легко было авиацию применять даже на переднем крае. На свои собственные танки ведь скидывать бомбы не особенно хотелось. :101:
( это только в кино юнкерсы победно пикируют - а ведь их ещё и на цель навести надо. Кроме того - они ведь керосин жрали в приличных количествах. )

Vinn
09-24-2012, 11:37 AM
Да - в классическом. Тогда , кстати , не так уж и легко было авиацию применять даже на переднем крае. На свои собственные танки ведь скидывать бомбы не особенно хотелось. :101:
а нам в кино показывают, как немецкие самолеты гоняются за каждой полуторкой

crazy-mike
09-24-2012, 11:40 AM
а нам в кино показывают, как немецкие самолеты гоняются за каждой полуторкой
Попробуй подсчитать сколько для этого нужно керосина. Ме-109 всего час мог в воздухе держаться. За этот час нужно было взлететь со своего аэродрома , сделать какую-то пакость противнику , и вернуться на свой аэродром. Тактический радиус действия при этом был не больше 250 км.
Чем дальше самолёт залетал в тыл противника тем меньше времени там было за кем-то поохотиться.
Советская авиация применяла рейды Ил-4 парами по особо важным целям по данным разведки и партизан. Люфтваффе тоже так делали - на Хе-111.

berkut76
09-24-2012, 11:48 AM
Всё очень спорно. Я здесь на форуме писал неоднократно, Хрущёв в своих мемуарах писал открыто, без американской тушёнки и пиницелина, Красная армия просто бы вымерла от голода и болезней. С боевой техникой правда проще, практически всё что постовляли союзники не годилось для боегого применения на Восточном фронте по тем или иным причинам. С другой стороны, P-39 это тот самолёт который переломил ход войны в воздухе и просто дал Советским пилотам уверенность в своих силах.

76мм (не путать с 75мм короткоствольной) пушка на Шёрмана превосходила 85мм на Т-34/1944 и имела более качественные боеприпасы.

Об автотранспорте говорить нечего, части занимавшиеся непосредственным обслуживанием наступающей армии сидели на Американских грузовиках. Достаточно посмотреть фотки 1944-1945 годов. Там Зис-5 и Газ-АА очень редко встречаютса.

crazy-mike
09-24-2012, 11:56 AM
Всё очень спорно.
http://bse.sci-lib.com/article087778.html
В СССР Пенициллины был получен в 1942 З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной из P. crustosum.

berkut76
09-24-2012, 11:58 AM
http://bse.sci-lib.com/article087778.html
В СССР Пенициллины был получен в 1942 З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной из P. crustosum.

И атомную бомбу создал Курчатов.:109:

crazy-mike
09-24-2012, 12:01 PM
И атомную бомбу создал Курчатов.:109:
http://gazeta.aif.ru/_/online/health/481/02_04
Пенициллин для Гитлера

История не имеет сослагательного наклонения, и все же, если бы нацистский лидер умер от инфицирования множества ран, полученных им после покушения в 1944 г., война окончилась бы на год раньше и миллионы жизней были бы спасены.

НЕДАВНО опубликованы доказательства того, что личный врач Гитлера, Тео Моррель, после попытки покушения на Гитлера, когда бомба разорвалась поблизости от фюрера и огнем были охвачены его волосы и брюки, рука кровоточила, а деревянные щепки от дубового стола, спасшего жизнь Адольфа, оставили множество ранок, пользовал его пенициллином. Этот антибиотик можно было достать лишь у союзников по антигитлеровской коалиции. Ученым Германии и Чехословакии не удалось его получить в достаточном количестве, а доступные дозы были нечистыми и слабыми. Предотвращение инфекций с помощью антибиотика было делом рискованным: ведь пенициллин мог и убить германского лидера, не обладая достаточной чистотой. «Хорошим» пенициллином обладали только войска противников. Он мог попасть к доктору Моррелю либо от пленных, либо из нейтральных стран, куда он был доставлен для гуманитарных целей, как, например, для лечения испанских детей. Возможно, он поступал и в багаже дипломатов.
http://strannoe.info/?p=182
С июля 1942 до сентября 1943 производились эксперименты, целью которых было изучение эффективности сульфаниламида — синтетического противомикробного средства. Людям наносились раны и производилось заражение бактериями стрептококка, столбняка или анаэробной гангрены. Кровообращение останавливалось при помощи жгутов, накладываемых с обеих сторон раны. В рану также помещали древесную стружку или стекло. Инфекцию лечили сульфаниламидом и другими лекарствами, чтобы определить их эффективность.


http://izobreti.ru/index/0-84
В СССР пенициллин из плесени пенициллиум крустозум (этот грибок был взят со стены одного из московских бомбоубежищ) получила в 1942 году профессор Зинаида Ермольева. Шла война. Госпитали были переполнены ранеными с гнойными поражениями, вызванными стафилококками и стрептококками, осложнявшими и без того тяжелые раны. Лечение было трудным. Много раненых умирало от гнойного заражения. В 1944 году после долгих исследований Ермольева отправилась на фронт, чтобы испытать действие своего препарата. Всем раненым перед операцией Ермольева делала внутримышечную инъекцию пенициллина. После этого у большинства бойцов раны рубцевались без всяких осложнений и нагноений, без повышения температуры... В том же году в СССР было налажено заводское производство пенициллина.

Sixteen
09-24-2012, 12:03 PM
скока можно толочь водку в ступке про лендлиз?
какби поднадаели ультрапатриоты которые думают
што они умнее всего политбюро с тов сталиным во главе.

Hallucinogen
09-24-2012, 05:22 PM
Ты вообще головой думаешь, когда пишешь?
как это ? научи :130:

так ?

Сталин что, из человеческих жил провода бы вил, и самолеты из гавна лепил...?

или про мессершмитты, царящие над Уралом днем и ночью ?

In2HiDef
09-24-2012, 07:29 PM
или про мессершмитты, царящие над Уралом днем и ночью ?
Ты специально стараешься сделать из себя посмешище? :117: Составы вообще-то ближе Урала приближались к линии фронта, и к радиусу действия фашистской авиации. И паровозу много не надо- пара пуль большого калибра и котел рванул, никаких высокоточных попаданий, это же не линкор :) (последнее адресовано Майку, не тебе, не утомляй голову). И где без ленд-лиза новый паровоз взять?

Hallucinogen
09-24-2012, 07:41 PM
Ты специально стараешься сделать из себя посмешище? :117: Составы вообще-то ближе Урала приближались к линии фронта, и к радиусу действия фашистской авиации. И паровозу много не надо- пара пуль большого калибра и котел рванул, никаких высокоточных попаданий, это же не линкор :) (последнее адресовано Майку, не тебе, не утомляй голову). И где без ленд-лиза новый паровоз взять?

ужс
говориш так и сбивали паровозы - двумя пулями крупного калибра ?

:153:

кстати, ты очень интересно пишешь.. я про три первых поста .. с удовольствием их прочитал

In2HiDef
09-24-2012, 09:18 PM
кстати, ты очень интересно пишешь.. я про три первых поста .. с удовольствием их прочитал
Спасибо за твое высокое обо мне мнение. А хочешь мои стихи заценить?
"У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный.
Всё ходит по цепи кругом;"

Как?

Hallucinogen
09-24-2012, 09:25 PM
Спасибо за твое высокое обо мне мнение. А хочешь мои стихи заценить?
"У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный.
Всё ходит по цепи кругом;"

Как?неплохо.. но не хватает законченности мысли..
вроде как начал о чем то рассказывать и мысль кончилась

crazy-mike
09-25-2012, 04:06 AM
Ты специально стараешься сделать из себя посмешище? :117: Составы вообще-то ближе Урала приближались к линии фронта, и к радиусу действия фашистской авиации. И паровозу много не надо- пара пуль большого калибра и котел рванул, никаких высокоточных попаданий, это же не линкор :)
Не получалось у них это. Вообще никак. Просто из-за расстояний даже. Посмотри сколько километров от Калача-на-Дону до Сталинграда. А ведь ещё и фокусы с радиосвязью были. :101:
( там ведь по данным разведки работать надо , а спутников тогда не было. А "непрерывно дежурить над участком железной дороги в надежде , что там пройдёт поезд... - просто слишком много керосина сожжёшь и всё равно на хоть какие-то истребители противника нарвёшься. А груз бомб тогда очень сильно ограничивал маневренность самолёта. )
И даже "господства в воздухе" летом 1941го они не смогли достичь ( удалось разбомбить только ближайшие приграничные аэродромы , но ведь там и второй эшелон был , и даже те - до которых лететь из Польши нужно было минут пятнадцать. С тех аэродромов самолёты успели поподниматься в воздух. ).

вот здесь об этих немецких красафчегах можно почитать.

http://lib.rus.ec/b/258910/read

Тот факт, что в Испании тактическая поддержка требовалась в большей степени, чем стратегические бомбардировки, означал, что в этой области взаимодействия с сухопутными войсками было получено меньше опыта. Более того, относительно слабое сопротивление, которое встречали бомбардировочные эскадрильи (особенно с появлением более скоростных Хе-111), дало Верховному командованию основания полагать, что и в дальнейшем можно будет использовать скоростные средние бомбардировщики со слабым прикрытием истребителей. Появилось даже мнение, что скоростные средние бомбардировщики способны сокрушить любую страну, не позволив истребительной авиации противника оказать никакого сопротивления. Ошибочность этой теории впервые проявилась лишь в ходе Битвы за Британию.

Бомбардировочная авиация использовалась исключительно для тактической поддержки, если не считать четырехдневного периода ее применения для решения стратегических задач во Франции. Подобная однобокость в применении бомбардировщиков, несмотря на крайнюю эффективность непосредственной поддержки наземных войск, вела к недоразумениям и заблуждениям при использовании бомбардировочной авиации на всем протяжении войны.

Опыт кампаний показал, что авиация, обладающая превосходством и владеющая инициативой, способна оказать мощную и решающую поддержку танковым клиньям, расчищая им путь массированными бомбардировками и прикрывая фланги танковых частей от контрударов противника. Кроме того, была подтверждена эффективность воздушно-десантных операций (также при условии господства в воздухе). Оба урока сослужили немцам службу во время операций на Крите и в Советском Союзе в 1941 году. Однако до сих пор немецкая авиация сталкивалась лишь со слабым подобием целенаправленного противодействия истребителей, и в победном угаре Геринг не сумел разглядеть опасностей, которые оно в себе таило.

Неблагоприятные погодные условия, сохранявшиеся и в декабре, в целом сказывались на действиях советской авиации меньше, чем на немецкой, которая теперь страдала от недостаточной поддержки истребителей и оказалась неспособна обеспечить требуемую воздушную поддержку наземным войскам на большей части фронта под Москвой. Таким образом, с приближением зимы инициатива и превосходство в воздухе впервые оказались на стороне советских войск.
На южном участке фронта немецкая авиация, по-видимому, так и не сумела помешать советской авиации нанести войскам противника тяжелые потери в результате штурмовых и бомбовых ударов. Переброска сил непосредственной поддержки наземных войск для наступления под Москвой неминуемо привела к тому, что немецкая авиация на юге была лишена поддержки с воздуха.

Потери самолетов были столь высоки, что общая численность самолетов первой линии, неуклонно возраставшая вплоть до начала кампании на Востоке, к концу декабря 1941 года упала примерно до 4300 машин. Как следствие, в некоторых случаях приходилось сливать части, и впервые стало очевидно, что производственные мощности авиационной промышленности недостаточны для ведения длительных и интенсивных боевых действий в воздухе.

crazy-mike
09-25-2012, 05:06 AM
неплохо.. но не хватает законченности мысли..
вроде как начал о чем то рассказывать и мысль кончилась
http://lib.rus.ec/b/258910/read
Кампания на Востоке в 1942 году, как и в 1941, показала, что люфтваффе продолжали жестко следовать традиционной тактике массированных ударов, направленных на непосредственную поддержку танковых частей. Несмотря на успехи в отдельных случаях битвы за Францию и Балканской кампании, к концу 1942 года стало очевидно, что на Восточном фронте этот подход необходимых результатов не дал. Причиной тому послужила не только огромная протяженность фронта, вследствие которой любая концентрация сил для удара оставляла незащищенным фланг немецких войск, но и глубина театра военных действий. Советские войска в полной мере использовали эти обстоятельства, отступая, тем самым растягивая немецкие коммуникации до тех пор, пока оторвавшиеся от своих баз снабжения ударные силы люфтваффе не изматывались вследствие проблем с техническим обслуживанием. Таким образом, несмотря на огромные успехи на начальном этапе, специфические условия войны в СССР так и не позволили немцам воспользоваться проверенной стратегией сочетания максимально мощной непосредственной поддержки войск с воздуха и массированных ударов по заводам и тыловым базам снабжения для достижения окончательной победы.
А "глубину ТВД" тогда можно было преодолеть только при помощи соединений дальних бомбардировщиков - которых тогда просто не было. И их тактика не была отработана.

Для люфтваффе годы с 1939 по 1942 можно охарактеризовать как «годы, которые пожрала саранча». В этот важнейший период, когда воздушный потенциал союзников мобилизовался и стремительно рос, боевая ценность люфтваффе падала как в относительном, так и в абсолютном выражении из-за невероятного оптимизма, царившего среди руководства. Поэтому 1 января 1943 года во многих отношениях можно считать днем начала кризиса люфтваффе. Их боевая численность — своеобразный барометр боеспособности — упала примерно до 4000 самолетов. Резервы, накопленные на начальном этапе, были исчерпаны. Программа приведения материальной части в соответствие с требованиями времени за счет принятия на вооружение новых типов техники не была реализована. То, что люфтваффе в 1941 и 1942 годах действовали за счет накопленных ранее резервов, что не было принято никаких мер на случай крупной неудачи и что немецкое Верховное командование решительно отказывалось рассматривать саму возможность оборонительных действий в воздухе, удавалось скрывать до тех пор, пока Германия сохраняла за собой стратегическую инициативу. Но именно поэтому после кризиса под Сталинградом этот вопрос встал так остро.

К концу лета 1943 года Верховное командование люфтваффе начало понимать, что стратегия чистой поддержки наземных войск (на осуществление которой было направлено 4/5 всех усилий бомбардировочной авиации на Восточном фронте[51]) не позволит добиться победы. Верховное командование предпочло перейти к стратегической воздушной войне, при которой бомбардировочная авиация освобождалась от задач по непосредственной поддержке наземных сил и должна была наносить удары по промышленности противника, не допуская дальнейшего наращивания его воздушных и наземных сил. Если не считать периода в июне, когда пауза в боях на короткое время позволила авиации действовать против советской промышленности, твердое решение о переключении бомбардировочной авиации на выполнение стратегических задач было принято лишь в августе, после провала немецкой операции под Курском. Однако решение запоздало. К тому времени, когда стало возможным его осуществление, немцы отступили уже так далеко, что советская промышленность стала недосягаемой для обычных бомбардировщиков. Непрерывное наступление советских войск не оставляло Верховному командованию люфтваффе иного выбора, как полностью переключиться на поддержку подвергавшихся сильным ударам наземных сил. Немецкие вооруженные силы стали жертвами собственного изобретения — блицкрига, который теперь обрушился на них самих, и с этого момента люфтваффе могли использовать свои дальние бомбардировщики только для непосредственной поддержки наземных войск.

crazy-mike
09-25-2012, 05:31 AM
Планы стратегического воздушного наступления против СССР
Кортен в кратчайшие сроки подготовил предложения по сокращению сил непосредственной поддержки наземных войск на Восточном фронте и созданию, с одной стороны, стратегической бомбардировочной авиации и, с другой стороны, стратегической авиации ПВО. Последнее предложение (чему способствовали усиливавшиеся налеты англо-американской авиации на Рейх) было реализовано уже к сентябрю 1943 года, когда истребительные авиаэскадры ZG 26, ZG 76[53] и JG З[54] были отозваны с Восточного фронта и направлены на оборону Рейха. Другое предложение Кортена, о создании стратегической бомбардировочной авиации, натолкнулось на более активное сопротивление как со стороны Верховного командования вооруженных сил (ОКВ), все еще мыслившего категориями обеспечения максимально активной воздушной поддержки наземных войск, так и со стороны самого Гитлера. Однако в конечном итоге точка зрения Кортена победила, и в ноябре 1943 года, воспользовавшись неблагоприятными погодными условиями, ограничивавшими действия авиации, немцы начали выводить части непосредственной поддержки, действовавшие на Востоке, на переподготовку и сформировали особую часть самолетов-целеуказателей (II/KG 4). Управление всей системой было поручено IV авиакорпусу, прекратившему действия в качестве командования непосредственной поддержки в начале декабря 1943 года, и начало новых операций было намечено на февраль 1944 года. Совместно с министром военной промышленности и с разведкой был подготовлен план ударов по советским предприятиям и запасам материалов. Считалось возможным за счет тщательного выбора основных целей лишить Советский Союз 50–80 % производственного потенциала, составлявшего по оценкам немецкой разведки 3500 танков и 3000 фронтовых самолетов в месяц.

Провал плана стратегических бомбардировок (март 1944 года)
Давление армейского руководства через Гитлера и события на Восточном фронте в период с августа по конец декабря 1943 года, описанные выше, не позволили отвести бомбардировочную авиацию в тыл для подготовки к стратегическому воздушному наступлению, намеченному на февраль 1944 года. Программа подготовки личного состава IV авиакорпуса была фактически завершена лишь к марту — апрелю 1944 года. Однако к этому времени наступление советских войск вынудило люфтваффе эвакуировать свою аэродромную инфраструктуру на запад, и многие важные цели (например, Горький) оказались за пределами радиуса действия Хе-111. В частях планировалась замена Хе-111 на Хе-117, но осуществление этого плана задерживали технические проблемы, и первые части, оснащенные Хе-117, появились на Восточном фронте (если не считать непродолжительного пребывания под Сталинградом в 1942 году авиаэскадры KG.50, закончившегося фиаско) лишь летом 1944 года, когда положение с топливом ухудшилось до такой степени, что ведение продолжительных бомбардировочных операций стало невозможным.
http://lib.rus.ec/b/258910/read
:101:

crazy-mike
09-25-2012, 06:00 AM
http://aviarmor.net/aww2/aircraft/germany/He.277.htm
После конференции 25 мая 1944 г Геринг заявил, что тяжелый бомбардировщик является "ядром боевой авиации" и потребовал немедленно запустить Не.277B в серийное производство темпом не менее 200 машин в месяц! Первым серийным вариантом должен был стать Не.277B-5/R-2 тяжелый дальний бомбардировщик с четыремя DB-603А. Но планы Геринга были уже нереальными 3 июля 1944 г весь выпуск бомбардировщиков был прекращен, и была принята "срочная истребительная программа". Успели выпустить только восемь серийных Не.277, и даже два или три из них летали, но все они вскоре пошли на слом.
http://aviarmor.net/aww2/_photo_aircraft/f_ger/He-274_277/He-277A-8.jpg
Вот здесь ещё о He-177. http://aviarmor.net/aww2/aircraft/germany/He.177.htm

In2HiDef
09-25-2012, 07:26 AM
неплохо.. но не хватает законченности мысли..
вроде как начал о чем то рассказывать и мысль кончилась
Мысль была вполне закончена, оформлена и адресована тебе. Не дошла, увы.

Крейзи Майк, мне конечно, очень интересно читать о работах немцев по созданию стратегической авиации. Возможно, я не прав в своих оценках уничтожения немецкой авиацией советских локомотивов, и все паровозы из Америки хозяйственный Сталин просто накрыл брезентом и оставил про запас. Но вот ленд-лизовскую еду точно слопали.

смешно
09-25-2012, 07:36 AM
паравозы и железная дорога это наверно одно из важнейших компонентов войны. в фильмах про войну это обычно на первом плане.

crazy-mike
09-25-2012, 08:54 AM
Мысль была вполне закончена, оформлена и адресована тебе. Не дошла, увы.

Крейзи Майк, мне конечно, очень интересно читать о работах немцев по созданию стратегической авиации. Возможно, я не прав в своих оценках уничтожения немецкой авиацией советских локомотивов, и все паровозы из Америки хозяйственный Сталин просто накрыл брезентом и оставил про запас. Но вот ленд-лизовскую еду точно слопали.
слопали - но с авиацией все от ленд-лиза не зависело. Там намного большее влияние американские бомбардировки Плоешти оказывали ( туда американцы даже с советских аэродромов летали ). :101:

смешно
09-25-2012, 10:05 AM
интересно, а кто управлял этими иномарками (самолётами и танками)? обучали? по телеку ниразу не видел как они воюют на советском фронте.

berkut76
09-25-2012, 10:41 AM
интересно, а кто управлял этими иномарками (самолётами и танками)? обучали? по телеку ниразу не видел как они воюют на советском фронте.

Методом тыка, я серьёзно. Мой дед был авиамехаником в авиаполках оснащённых ленд-лизовской техникой. Проблема была в том, что в Советских вооружённых силах было достаточно специалистов владеющих немецким, а вот с Английским была напруга. Иногда приезжали специалисты из тестировочного центра где ленд лизовскую технику обкатывали, но в основном на собственной смекалке.

где-то в конце 1942 начали появлятьса буклеты на Русском как и что. Очень помогли прибывшие на первой стадии Ленд Лиза P-40, на них стояли движки Аллисон и когда Аэрокобры начали поступать в войска у многих уже был опыт с этим двигателями.

Немного повезло тем кто воевал на Севере, в начале войны туда перебросили эскадрилью RAF, так они научили лётчиков Северного флота как обслуживать Западную технику.

смешно
09-25-2012, 10:45 AM
очень интересно, хотелось бы почитать про это, подробнее. и где воевала эта техника.

Feropont
09-25-2012, 10:50 AM
очень интересно, хотелось бы почитать про это, подробнее. и где воевала эта техника.

Покрышкин воевал на "Аерокобре".

berkut76
09-25-2012, 10:57 AM
очень интересно, хотелось бы почитать про это, подробнее. и где воевала эта техника.

Есть достаточно много книг на эту тему. если хочешь я тебе могу поискать названия. Многие из них были написаны в советское время. Никто ленд лиз особо не скрывал. У меня была целая электронная библиотека на эту тему от Американских книг "Soviet P-39, P-40, Hurricane aces" до мемуаров типа "Танкист на иномарке" (Commanding the Red Army’s Sherman tanks)

В начале лендлизовская техника поступала на Север и на Юг, т.е. на переферийны театры, хотя Матильды и Valentines были брошены сразу на битву за Москву.

смешно
09-25-2012, 02:16 PM
в советской кинохронике никогда даже не упоминалось про боевую лендлизовскую технику. всегда показывали T-34 и прочую советскую технику. хотелось бы посмотреть кадры, реальные.

Hallucinogen
09-25-2012, 02:18 PM
Мысль была вполне закончена, оформлена и адресована тебе. Не дошла, увы.

это была твоя мысль ? :169:

bdams
09-26-2012, 12:13 AM
Да, и этот вывод мне был непонятен, на основе цифр поставок , н.п., 55% алюминия, 45% меди, 50% пищевых продуктов, 72% локомотивов за время войны. Сталин что, из человеческих жил провода бы вил, и самолеты из гавна лепил, и население страны с армией кормил своими речами если бы не ленд-лиз?

Без ленд-лиза картина выглядела бы так для СССР: к концу 42 года население страны уполовинено в результате чудовищного голода, некого мобилизовать для возмещения потерь в армии, возможности по изготовлению Т34 с к

ачественной броней исчерпаны, немцы жгут советские танки, как вязанки хвороста, на фронте армия лишена мобильности(студебеккеров нет), поставки снарядов к линии фронта затруднены, поставки из тыла затруднены -тягловые лошади тянут платформы с Т34 от самого Урала под покровом ночи, пока Мессершмитты царят в воздухе днем, т.к. производство самолетов Ил2 сорвано!
Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. Странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов.

У Штатов и Великобритании была альтернатива - воевать самим.

profAleks
09-26-2012, 12:24 AM
У Штатов и Великобритании была альтернатива - воевать самим.
А они не воевали ?

Yura717
09-26-2012, 12:27 AM
А они не воевали ?
третий фронт открывали в Африке .....

crazy-mike
09-26-2012, 01:14 AM
третий фронт открывали в Африке .....
они Германию летали бомбить - и намного удачнее чем СССР.
:101:

wlass
09-26-2012, 04:09 AM
скока можно толочь водку в ступке про лендлиз?
какби поднадаели ультрапатриоты которые думают
што они умнее всего политбюро с тов сталиным во главе.

Во. Я тоже думаю, что Сталин никогда бы не взял помощь, если бы мог обойтись без нее. Он прекрасно понимал, сколько эта помощь будет стоить. Десятки тысяч тонн легирующих металлов, без которых нельзя было создать бронебойные снаряды и выбить немецкие танки. Автомобили, без которых невозможна была логистика, да и знаменитые Катюши устанавливались на Студебеккерах, а полуторки и Зис-5 плохо себя показали.
Отдельная история - битва за Кавказ. Битву за Кавказ немцы проиграли вчистую, благодаря не советской технике, а той, которая поступала через оккупированный Иран, по ленд-лизу. Спасибо Паулюсу, удерживал Сталинград (мощный железнодорожный узел, открывающий дорогу на юг) до февраля и обеспечил тем самым успешную эвакуацию немцев в район Ростова-Харькова. Надо сказать, что не качество этой ленд-лизовской техники, а само ее наличие имело решающую роль, другой техники СССР поставить в тот район просто не мог, ее не было. Выиграли битву за Кавказ солдаты, и та техника, которая поступала через Иран. Авиация, к примеру, у СССР была там старая, те же Чайки, и успешно воевали, не было там современной техники у немцев тоже.

wlass
09-26-2012, 04:17 AM
Другое дело, что необходимости в этом ленд-лизе тоже бы не возникло, если бы не предприимчивые дельцы, организовавшие войну, взрастившие Гитлера и натравившие его на СССР. Вырастили чудовище, оно взяло да и сообразило вовремя, какая судьба ему уготована, если оно полезет на восток через Польшу. Та же Польша ударит ему в спину, замечательные демократы захватывают Германию, отрезают войска в России от снабжения и душат их в течение пары месяцев . Замечательный план, вот только Гитлер сообразил, что Польша - вовсе не союзник ему, разбил ее. Гитлер оказался не такой дурак, обломал великих комбинаторов. А силу-то набрал какую. Пришлось идти на союз с ненавидимым Сталиным, чтобы спастить.
Про великую роль ленд-лиза пропагандисты вещают по-прежнему, куда ж им деваться. Надо же как-то оправдывать свои делишки.

crazy-mike
09-26-2012, 05:02 AM
Другое дело, что необходимости в этом ленд-лизе тоже бы не возникло, если бы не предприимчивые дельцы, организовавшие войну
Через Испанию и Швецию помогали рейху почти до конца 1944го. И через Латинскую Америку тоже. Через Испанию - куча всего для танков. Ну и вольфрам из Швеции - без него с бронебойными снарядами была бы "напряжёнка". :101:
Это тоже был "ленд-лиз"???? ( если следовать одному из изречений Трумена - то да )

wlass
09-26-2012, 06:21 AM
Через Испанию и Швецию помогали рейху почти до конца 1944го. И через Латинскую Америку тоже. Через Испанию - куча всего для танков. Ну и вольфрам из Швеции - без него с бронебойными снарядами была бы "напряжёнка". :101:
Это тоже был "ленд-лиз"???? ( если следовать одному из изречений Трумена - то да )

НАдо еще вспомнить про тетраэтилсвинец, без которого у немцев не было бы высокооктанового бензина, т.е. не было бы авиации.
Вот такой вот ленд-лиз, очень выгодный для развитых и цивилизованных.

Кстати, Майк, самолеты в Германии летали на бензине, а не на керосине. Керосин уже потом, в реактивных стали использовать.

crazy-mike
09-26-2012, 06:28 AM
НАдо еще вспомнить про тетраэтилсвинец, без которого у немцев не было бы высокооктанового бензина, т.е. не было бы авиации.
Вот такой вот ленд-лиз, очень выгодный для развитых и цивилизованных.

Кстати, Майк, самолеты в Германии летали на бензине, а не на керосине. Керосин уже потом, в реактивных стали использовать.
Да - на авиационном бензине. :116:
Но с авиацией они настолько "просрались" , что Сталин мог бы Герингу ( и даже Гитлеру ) присвоить звание героя Советского Союза за выдающийся вклад в поражение рейха.
Там ещё союзники ну очень странно Рур бомбили - так , что почти все основные заводы не пострадали.

In2HiDef
09-26-2012, 07:30 AM
Другое дело, что необходимости в этом ленд-лизе тоже бы не возникло, если бы не предприимчивые дельцы, организовавшие войну, взрастившие Гитлера и натравившие его на СССР.

Власс, читай книгу Чекоданова "Гроза 1940г". Аффтар раскрывает там читателю глаза, что на СССР напал какбэ не совсем Гитлер, а провернули дельце англичане. Они пообещали сионистам, таким, как тов.Мехлис, историческую родину в Палестине, если те сумеют соблазнить Гитлера на нападение. И эти рабиновичи в НКВД сумели обезглавить, обесчестить, обессовестить и обезжопить РККА. Конечно, присутствует не совсем реалистичный момент- на машине времени в сталинское время отправляется п...риот, но ты получишь удовольствие от сцен мудрости вождя и как тов.Берия за пейсы вытаскивает врагов на свет.


Гитлер оказался не такой дурак, обломал великих комбинаторов. А силу-то набрал какую. Пришлось идти на союз с ненавидимым Сталиным, чтобы спастить.
Я не понял, Гитлер пошел на союз, или на$бал Сталина, замылив тому очки союзом?


НАдо еще вспомнить про тетраэтилсвинец, без которого у немцев не было бы высокооктанового бензина, т.е. не было бы авиации.
Вот такой вот ленд-лиз, очень выгодный для развитых и цивилизованных.
А че ты не вспоминаешь про пестование цвета авиации Рейха на тренировочных базах в СССР, и про последний состав с нефтью, отправленый из СССР Гитлеру чуть не 22 июня 41г?

смешно
09-26-2012, 08:28 AM
У Штатов и Великобритании была альтернатива - воевать самим.

они сейчас и воюют, за всех.

wlass
09-26-2012, 09:58 AM
Да - на авиационном бензине. :116:
Но с авиацией они настолько "просрались" , что Сталин мог бы Герингу ( и даже Гитлеру ) присвоить звание героя Советского Союза за выдающийся вклад в поражение рейха.
Там ещё союзники ну очень странно Рур бомбили - так , что почти все основные заводы не пострадали.
Рур - это промышленный район, металлургия, танки, пушки, самолеты. Причем находится в шаговой доступности от Франции с Англией. План был хороший. Гитлер посылает войска дранг нах остен, Польша любезно его пропускает с войсками, Гитлер увязает в России. В это время прогрессивное человечество вдруг (!) обнаруживает, что в Германии угнетают евреев - какой ужас! В 1936 году почему в упор не видели на Олимпиадах таблички "Вход евреям и собакам запрещен"? Потому что время не пришло. Время пришло бы к весне-лету 1940 года, когда Гитлер с армией увяз в России, Польша служила заслоном между войсками Гитлера и Германией, тут союзники одним броском захватывают этот самый Рур, пара месяцев, и можно идти "освобождать" Россию, к тому времени Германия без техники и боеприпасов уже не опасна. Изящный план, вот только Гитлер не такой дурак оказался. Пришлось срочно все менять.

crazy-mike
09-26-2012, 11:20 AM
Изящный план
Что-то вот мне вспомнился конвой PQ-17 и соответствующий перерыв с поставками по ленд-лизу именно тогда когда они очень были нужны. :101: